История одного пня
Да-да, именно пня. Пень – это такое бывшее дерево, если кто забыл. Жизнь деревьев длинная, есть время на подумать, осознать, понаблюдать… Порой не одно поколение людей проходит под одним деревом, и деревья учатся. Учатся у себя, у других, у людей…
Ну так вот: жил-был Пень. Ну как – жил?... Это совсем не считалось для него жизнью. Когда-то! Вот когда-то он был Деревом, вот тогда это была жизнь! А сейчас эта такое долгое прощание с жизнью… Очень странное состояние.
А что же было тогда, когда он еще был деревом? Весной по стволу от корней до кончиков ветвей начиналось сокодвижение. Оно было таким мощным, что запускало все жизненные процессы и побуждало к росту! Порой за одну весну Дереву удавалось вырасти на целые полметра! Это было пьянящее ощущение любви, молодости, всё наполнялось яркими красками, волшебными запахами, жизнеутверждающими звуками, будь то шелест листвы и трав, пение птиц, смех людей, которые по весне наполняли парк, где обитало наше Дерево. А потом наступало лето, где можно было ощутить свою силу и мощь, давая приют гнездам, тень для обитателей парка. Можно было почувствовать тепло солнца, силу ветра, становясь крепче и сильнее с каждым новым днем. Можно было общаться с другими деревьями, обмениваясь мыслями, чувствами… А потом приходила осень, и надо было подвести итоги и приготовиться к зиме, распрощавшись с листвой. И вот тут тоже были моменты, когда все деревья наряжались в свои самые яркие одежды, а ветер и остывающее солнышко устраивали конкурс на самое красивое платье. И наше дерево иногда выходило победителем. А зимой все засыпали и не видели, что происходит вокруг, потому весной открывалось для деревьев много новостей. И тогда казалось, что так будет всегда. Ничто не сможет изменить этот привычный порядок вещей.
А сейчас что? Эх! Жизнь закончилась. Впереди никаких перспектив… Всё не то. Всё не так. И с каждым днём только хуже.
По правде сказать, когда наш Пень был еще Деревом, у него и тогда было много претензий к тому, что происходит вокруг. Вот на его ветвях расположилось с громкими песнями слишком много птиц, гнут молодые ветки, того и гляди сломают! Да и шуму от них столько, что мама не горюй! А вот все птицы сидят на соседнем дереве, а на ветвях нашего героя – ни одной крылатой! Опять нехорошо, зависть берет, да и насекомых никто не собирает… Вот в тени Дерева расположились на пикник люди, всю траву вытоптали, нижние ветви повредили, никакого покоя от них нет! А вот трава под стволом стала слишком густой да высокой, развелось столько насекомых, так и норовят влезть под кору, зуд нестерпимый! То нет дождя, и слишком сухо, то наоборот, заливает так, что корни не успевают справляться с влагой, и как –будто , не хватает воздуха, чтобы вдохнуть…
И так – бесконечно! Что бы ни происходило, Дерево всегда находило повод быть недовольным и жаловаться. К слову – там вся семейка родственников нашего Дерева была примерно того же склада. Так что их дни проходили в бесконечных жалобах друг другу. И даже было негласное соревнование: кто круче пожалуется. И наш Пень чаще других побеждал. И очень этим гордился.
Вот только однажды все это резко закончилось. То ли это была чья-то ошибка, то ли плановая вырубка, то ли кому-то реально надоели эти жалобщики, но пришли люди с острыми и шумными инструментами, и остались от деревьев одни пеньки. И наш Пень оказался одним из этих бывших деревьев. Дело было поздней осенью, и наш герой не успел осознать случившееся, решив, что это сон. А весной это осознание обрушилось на него с полной силой. Пень проснулся Пнем. Некуда идти сокам, нет ветвей для молодых листьев. Ничего больше нет. Только пень, чуть больше полуметра от земли… Вот тогда-то он и затосковал по своей прежней жизни!... Став Пнем, он вдруг ощутил, как он был счастлив, когда был Деревом! Сколько у него было поводов для радостей! Как он бездарно относился ко всему, что делало его жизнь яркой и красивой! Воистину: что имеем - не храним, потерявши – плачем. У деревьев это тоже случается.
Ну, а какая жизнь у Пня? Только и остается, что тяжело вздыхать и перешёптываться с соседями, бесконечно жалея себя. Вздыхать и жалеть. Сохнуть и жаловаться. Да-да, Пень продолжал жаловаться на все , что происходит вокруг! Солнце светит – слишком жарко. Дождь пошёл – слишком мокро. Детвора играет на поляне, прыгая с пенька на пенёк, - слишком шумно, никакого покоя от них! Жаловаться и обижаться на судьбу – этот навык он отточил до совершенства! В любом событии Пень виртуозно и изощрённо находил негативную составляющую. По привычке из прошлой жизни он продолжал делать всё также, достигая мастерства в этом странном деле. Только почему-то этот навык его совсем не радовал. Все больше и больше он тосковал по прежней жизни, всё меньше ощущал свою связь с корнями, всё сильнее осознавал свой скорый финал…
Так прошло лето, и наступила осень. Пень совсем не понимал, как теперь он должен готовиться к зиме, и будет ли у него ещё хотя бы одна весна. Да-да! Вдруг он остро ощутил желание встретить еще хотя бы одну Весну! Чтобы снова ощутить пьянящие ароматы пробуждения Земли, услышать пение птиц, почувствовать движение соков от корней к стволу и дальше!... Он робко поделился своими мыслями с соседями, но те его просто обсмеяли: Хм.. куда дальше-то? Нет никакого дальше! Одумайся и просто готовься к смерти. От тебя ничего не зависит. Это не ты решил стать пнем, за тебя все решили. Ты ни на что не влияешь, ничего не решаешь, ничего не изменишь. Просто плачь и жалуйся на несправедливость мира.
Но что-то развернулось в рассуждениях нашего Пня. А доводы соседей его только злили. Ему хотелось опровергнуть эти убийственные слова: от тебя ничего не зависит! Зависит!!! Я еще жив! У меня есть Корни! Я чувствую, слышу, помню, знаю, у меня есть желания! Он стал с жадностью ловить солнечные лучики, с радостью обнаруживать моменты настоящей жизни вокруг, с любопытством прислушиваться к звукам и речам, смеху, голосам… И впервые в жизни он почувствовал что-то такое, что буквально согрело его изнутри. Это было незнакомое для него чувство, но оно ему так нравилось, у него появилась надежда на будущее и опора в сегодняшней его жизни! Это было чувство Благодарности. Впервые Пень почувствовал, что он благодарен каждому мгновению его жизни. Он наполнился этим чувством, даже корни отозвались жизнью и радостью. И трава вокруг зазеленела, несмотря на осень. Жизнь Пня обрела смысл! Благодарность! Однажды он почувствовал благодарность даже к тем, кто его сделал пнем! Ведь если бы не они, Пень никогда бы не научился быть благодарным!
А однажды, когда Пень уже почти спал перед долгой зимой в ожидании снега и после первых заморозков, случилось нечто важное. Мимо поляны, где обитал наш Пень, проходили два человека. Это были уже довольно взрослые люди, много повидавшие на своём веку. Возраст сказывался на их скорости, у одного из них была трость в руках, на которую он тяжело опирался, а походка второго была шаркающей. На таких людей наш Пень, когда был деревом, всегда смотрел свысока: короток ваш век, люди! Лет по 70 вам? Что за возраст! Мы, деревья, еще только силу набираем, а вы уже к земле привыкаете!...
Но теперь Пень уже не был деревом, и мысли его поменялись. Люди, обнаружив пеньки , с радостью присели на них, решив перевести дух после долгой пешеходной прогулки. И повели неспешную беседу. А Пень с радостью делился с Человеком теплом ушедшего лета и с интересом прислушивался к беседе.
- Чем живешь ты сейчас, Друг?
- Ой, не спрашивай… Живу в формате три Д.
- Три Д? Это как?
- Доедаю, донашиваю, доживаю… Три Д.
- Как-то грустно…
- Ну да, чему уж тут радоваться! Дети своей жизнью живут, внуки все в технологиях нам не понятных, а нам со старухой только и остаётся – три Д.
- Навещают дети-то? Звонят?
- Да некогда им, не до нас, сидим горюем, часто и за неделю звонка не дождемся. В общем, есть на что пожаловаться! Здоровье, опять же, не молодеем, сам понимаешь. А ты как? На что ты жалуешься?
- Да мне, вроде как, не на что жаловаться. Все живы- здоровы. Дети при делах, внуки увлекаются всякими новшествами, нас в свои дела и игры постоянно вовлекают. Вот, компьютер с интернетом осваиваем. А если они все в своих занятиях порой забывают позвонить, так мы сами звоним или приезжаем. Мы делимся своей любовью и заботой! И с благодарностью принимаем любовь и заботу от них.
- Подожди-подожди… Прям всё так идеально?! Звонят, навещают, любят, заботятся?...
- Нет, не так. Это мы любим и заботимся. А они нам отвечают взаимностью. И обмен этот - просто чудесный подарок нам с женой на склоне жизни.
- Вот это да… Это же так просто…Как же это я?... До третьей ноги дожил (указал на свою трость), а ума не нажил! Ха-ха!
- Ну ты скажешь, Друг! Как всегда остёр на язык! Смотри, ведь жизнь еще продолжается. И, пока мы живы, мы можем что-то изменить. Если захотим, конечно.
- Да, Друг. Спасибо за урок. Сегодня же поговорю с женой. Позвоним детям и позовём их в гости в выходные! Стол накроем! Просто так, без повода. Хотя , повод есть – мы соскучились!
- Отличная идея! Нам тоже надо своих зазвать да вкуснятиной домашней побаловать, а то они все на полу-фабрикатах со своей занятостью… Спасибо, Друг, за эту мысль.
Люди кряхтя поднялись с пеньков и отправились по своим человеческим тропинкам в свою человеческую жизнь. А наш Пень пребывал с изумлении! Два с виду одинаковых пожилых человека, но с каким разным отношением к жизни! А я? Я, Пень , что я могу сделать, чтобы мой остаток дней был наполнен любовью и теплом? Ведь у меня еще кое-что осталось… У сохранилась связь с корнями, чтобы питаться соками Земли, у меня есть остатки ствола, чтобы видеть солнце и принимать капли дождя! Я могу хотя бы попробовать жить дальше!
И с этими чудесными мыслями и волшебными снами Пень пережил зиму. А весной он выпустил свежие побеги. Дружно. Мощно. С любовью и благодарностью к жизни.
А люди, которые проходили мимо и смотрели на него, удивлялись и говорили: Вот чудо какое! Вот это вера в себя! Вот эта жажда жизни! Вы только посмотрите, сколько в нем любви!
И соседи по полянке с изумлением наблюдали за этим перевоплощением , и многие решили последовать примеру нашего Пня.
А Пень, который уже и пнем-то не был, с радостью подставлял молодые крепкие побеги солнцу и ветру и мечтал о долгой и яркой жизни! И он точно знал, что жизнь полна любви во всех её проявлениях, он научился находить радости в каждом, даже малюсеньком событии. Так из бывшего дерева Пень стал Деревом Настоящим.
Вот такое превращение. Или, как сейчас говорят – трансформация.
А ведь и людей так бывает: порой знакомишься с человеком, и думаешь, что он роскошное дерево, дарующее плоды, тень, прохладу… А он уже смолоду пень. Даже не пень, а пенёк! Вот что точно: всякий пень – это бывшее дерево. Но не всякому пню дано возродиться в новом дереве. И здесь все зависит от нас. Ну, если не всё, то очень многое.
P.S. Фото сделаны в нашем парке. Вам решать – что есть бывшие деревья, а что – бывшие пни.
(С) Людмила Левитанус